О проекте

Цифровая зрелость российских компаний

По результатам исследования ведущих российских компаний из ключевых отраслей промышленности

Ключевые выводы исследования

B2C-отрасли показывают более высокий уровень цифровой зрелости относительно B2B за счет более быстрой адаптации технологий в условиях конкурентного потребительского рынка

Как и зарубежные коллеги, российские компании, в целом, имеют понимание своей цифровой стратегии и влияния технологий на ее реализацию

Текущим вызовом для большинства компаний в России является внедрение стратегических инициатив и технологий в процессы взаимодействия с клиентом и операционную деятельность

Основным барьером является неготовность организации и корпоративной культуры к изменениям

По результатам исследования мы выбрали несколько критериев цифровой зрелости, по которым мы видим наибольший потенциал, и объединили их в две группы:

1. Прямое влияние на бизнес-показатели

Критерии этой группы оказывают прямое влияние на показатели компании в конкурентной цифровой среде.

Есть возможность внедрения на базе уже существующих в мире технологий, инструментов и методологий.

Направление «Клиент»

Критерий «Клиентский опыт»

Позволяет понять процесс со стороны Клиента и обеспечить целевое взаимодействие.

Рекомендуемые инициативы

Для повышения цифровой зрелости по данному критерию необходимо реализовать следующие инициативы:

  • регулярно проводить Customer Development исследования для определения узких мест в процессах «глазами Клиента»;
  • разработать модель «Customer-360» и хранить ее в единой модели данных;
  • построить омниканальный Клиентский путь с сохранением и использованием истории взаимодействия.

Критерий «Клиентские инсайты»

Ключевая компетенция, позволяющая сосредоточиться на запросах Клиентов.

Рекомендуемые инициативы

Для повышения цифровой зрелости по данному критерию необходимо реализовать следующие инициативы:

  • сформировать и использовать персонализированные предложения;
  • использовать инсайты в рамках управления операционной деятельностью компании.

Направление «Операционная
деятельность»

Критерий «Управление изменениями»

Позволяет наладить систему для постоянного поиска и оптимизации процессов.

Рекомендуемые инициативы

Для повышения цифровой зрелости по данному критерию необходимо реализовать следующие инициативы:

  • использовать Process Mining для определения узких мест и постоянного улучшения процессов;
  • фокусироваться на уменьшении Time-to-market для новых продуктов и технологий.

Критерий «Интегрированное
управление сервисом»

Компетенция, необходимая для определения сбоев в работе и оперативных корректирующих мероприятий.

Рекомендуемые инициативы

Для повышения цифровой зрелости по данному критерию необходимо реализовать следующие инициативы:

  • ускорить реакции на инциденты, в том числе с помощью технологий машинного обучения;
  • формировать автоматизированную отчетность (дэшборд) для определения текущего уровня сервиса и индикации отклонений в реальном времени;
  • провести интеграцию системы мониторинга с системами партнеров по экосистеме.

Критерий «Онлайн-аналитика»

Позволяет принимать более качественные управленческие решения.

Рекомендуемые инициативы

Для повышения цифровой зрелости по данному критерию необходимо реализовать следующие инициативы:

  • создать автоматизированные интерактивные дэшборды с ключевыми метриками для быстрого принятия решений;
  • провести интеграцию производственных, ERP систем и отчетности в единое «озеро данных»;
  • постоянно логировать новые данные и обеспечивать доступ к ним в реальном времени.

2. Внутренние барьеры

Устранение барьеров необходимо для успешного внедрения прочих направлений.

Требуют индивидуальной работы с сотрудниками и масштабных изменений в организации.

Направление «Организация»

Критерий «Лидерство и культура»

Основа для внедрения всех изменений, способствует органическому развитию.

Рекомендуемые инициативы

Для повышения цифровой зрелости по данному критерию необходимо реализовать следующие инициативы:

  • развивать культуру «Обучающейся организации»: поддерживать эксперименты, тестировать гипотезы;
  • развивать компетенции у менеджмента (например, спонсоры проектов должны быть амбассадорами внедряемых решений);
  • включить сотрудников в процесс трансформации (например, проводить дизайн-сессии для определения узких мест).

Критерий «Возможности сотрудников»

Позволяет привлекать и удерживать необходимые кадры.

Рекомендуемые инициативы

Для повышения цифровой зрелости по данному критерию необходимо реализовать следующие инициативы:

  • актуализировать программы обучения цифровым технологиям для бизнес-сотрудников;
  • выровнять стратегии по цифровой трансформации с программами обучения.

Критерий «Стандарты и руководство»

Позволяют иметь четкий план действий в рамках внедрения той или иной технологии.

Рекомендуемые инициативы

Для повышения цифровой зрелости по данному критерию необходимо реализовать следующие инициативы:

  • сформировать задокументированные процессы в области апробации и внедрения новых технологий, в т. ч. agile;
  • наладить сотрудничество с другими компаниями и регуляторами для формирования цифровой нормативной базы;
  • формализовать сотрудничество с партнерами в рамках развития совместных бизнес-инициатив.

Бенчмарки

В рамках исследования был опрошен менеджмент ведущих российских компаний из ключевых отраслей промышленности

Характеристики опрошенных компаний:

Период опроса:

осень 2020 — зима 2021 года


Должности респондентов:

менеджмент компаний с фокусом на Digital, ИТ


Размер опрошенных компаний:


> 20% опрошенных с годовым оборотом более 500 млрд руб.
> 70% опрошенных с годовым оборотом более 50 млрд руб.

Оценка цифровой зрелости
по отраслям в целом

Ключевые выводы

Постоянно меняющиеся требования потребителей заставляют B2C-отрасли трансформироваться быстрее

B2B-компании традиционно реагируют медленнее, но большинство уже адаптировали стратегию под новые реалии

Нормативная база и уровень конкуренции на рынках коррелирует с цифровой зрелостью различных отраслей

Бенчмарки

// по отраслям
  • Все отрасли
  • Банки
  • Телекоммуникации
  • Торговля
  • Потребительские товары
  • Автомобилестроение
  • Металлургия и добыча полезных ископаемых
  • ТЭК
  • Медицина и фармацевтика
  • Машиностроение

Резюме

//

Резюме

//